Доклад к публичным обсуждениям 25.04.2018 г. о результатах правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований антимонопольного и рекламного законодательства за 1 квартал 2018 года
11 апреля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

За 1 квартал 2018 года в Удмуртское УФАС России поступило 194 заявления, касающихся вопросов антимонопольного и рекламного законодательства.

            По результатам рассмотрения заявлений:

- по подведомственности направлено 42 заявления;

- отказано в возбуждении дела – по 62 заявлениям;

- установлено нарушений антимонопольного и рекламного законодательства по 9 заявлениям;

- даны разъяснения и ответы заявителям  по 26 заявлениям;

- находятся в стадии рассмотрения – 55 заявлений.

 

Действия органов власти, органов местного самоуправления, противоречащие антимонопольному законодательству

 

За 1 квартал 2018 года в действиях органов власти и органов местного самоуправления выявлено 6 нарушений антимонопольного законодательства (ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» - действия, направленные на ограничение конкуренции). По всем выявленным фактам выданы предупреждения об устранении нарушения.

Из 6 выданных предупреждений: 3 предупреждения исполнены, 3 предупреждения находятся в стадии выполнения.

В 1 квартале 2018г. рассмотрено 1 дело, по результатам которого принято решение о нарушении пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выдано 2 предписания, которые находятся в стадии исполнения.

 

Нарушения были выявлены на следующих  рынках:

- рынок оказания медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования;

- рынок аренды (и передачи иных прав) на муниципальное имущество;

- рынок управления многоквартирными домами

 

Пример №1 (нарушение пунктов 5 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции – создание дискриминационных условий)

В Удмуртское УФАС России поступило заявление частной медицинской организации ООО «Больница Лава», свидетельствующее об ограничении доступа на рынок медицинских услуг, связанное с отказом в увеличении объемов специализированной помощи по ОМС, поскольку указанные объемы распределены между бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Удмуртской Республики.

Так, ООО «Больница Лава» был выделен объем предоставления специализированной медицинской помощи на 2017 год в размере 30 госпитализаций по профилю «урология» и «хирургия», в то время как бюджетным учреждениям Удмуртской Республики в размере 144-3622 госпитализаций.

Фактическая возможность ООО «Больница Лава» в оказании специализированной медицинской помощи достигает 345 госпитализаций. Распределение объёмов подобным образом приводит к ограничению граждан в свободном выборе медицинской организации для получения медицинской помощи в рамках программы ОМС и создает дискриминационные условия частных медицинских организаций перед бюджетным и учреждениями.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Правительством УР и Комиссией не были предприняты меры, направленные на недискриминационное распределение объёмов оказания медицинской помощи в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики, в связи с чем, в действиях Правительства и Комиссии содержатся признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что явилось основанием выдачи предупреждений.

Комиссии и Правительству УР было выдано предупреждение по разработке и реализации механизма (системы) распределения объёмов оказания медицинской помощи в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования на недискриминационных условиях.

Предупреждения исполнены не были, в связи с чем, было возбуждено дело №ММ06-06/2017-183.

В результате рассмотрения дела №ММ06-06/2017-183 было установлено, что при распределении объемов медицинской помощи  между медицинскими организациями Комиссией используются критерии, направленные на дискриминационное распределение объёмов оказания медицинской помощи, что ставит частные медицинские организации в неравное положение с медицинскими учреждениями государственной формы собственности.

Комиссии и Правительству УР выданы предписания о необходимости совершить действия, направленные на недискриминационное распределение объемов оказания медицинской помощи между медицинскими учреждениями, осуществляющими деятельность на рынке оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС по профилю 112 «хирургия» и 108 «урология», а именно: путем перераспределения объемов оказания медицинской помощи за 2018 год на недискриминационных условиях. Предписания находятся в стадии исполнения, срок установлен до 30.04.2018 года.

В отношении должностных лиц возбуждено административное расследование.

 

Кроме этого, в ходе рассмотрения данного дела были установлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в перераспределении объемов оказания медицинской помощи, в рамках текущего года, между медицинскими учреждениями, которые включены в территориальную программу ОМС, без учета выбора медицинской организации, сделанного застрахованными лицами в целях получения медицинской помощи.

В целях устранения выявленного нарушения Комиссии выдано предупреждение. Предупреждение исполнено в рамках рассмотрения дела.

Во исполнении предупреждения Комиссией 31.01.2018 года был принят в новой редакции Порядок предоставления информации в Комиссию по разработке территориальной программы ОМС (Приложение 13 к Решению Комиссии от 31.01.2018 года).

Действующая редакция Порядка, принятая Комиссией во исполнении предупреждения Удмуртского УФАС России, предусматривает обязанность Комиссии учитывать выбор медицинской организации, сделанный гражданами с целью получения медицинской помощи в выбранном ими медицинском учреждении.

 

Пример №2 (нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в создании дискриминационных условий)

По результатам рассмотрения заявления медицинской организации ООО «Центр репродуктивного здоровья» в действиях Комиссии по разработке программы ОМС в УР и Правительства УР установлены признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в создании дискриминационных условий медицинским организациям, осуществляющим медицинскую деятельность на рынке оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС по профилю 136 «Акушерство и гинекология» и 162 «Оториноларингология» при распределении объемов оказания медицинской помощи.

По результатам рассмотрения заявления было установлено, что при распределении объемов медицинской помощи  между медицинскими организациями Комиссией используются критерии, направленные на дискриминационное распределение объёмов оказания медицинской помощи, что ставит частные медицинские организации в неравное положение с медицинскими учреждениями государственной формы собственности.

Дискриминационные условия на рынке оказания мед.помощи установлены из нижеследующего:

    - применение критерия – оценка деятельности учреждения в рамках федеральной статистической отчетности только к государственным медицинским организациям, не учитывая положения  приказа Федеральной службы государственной статистики от 17.04.2014 года №258, которым утверждены формы отчетности №14-Ф (ОМС) и №14-МЕД (ОМС) обязанность по предоставлению которых закреплена за всеми медицинским организациями, осуществляющими деятельность в сфере ОМС;

     - установление критерия – обязательства Министерства здравоохранения Удмуртской Республики в достижении уровня заработной платы медицинских работников по Указу Президента РФ от 07.05.2012 года №597 положения которого применимы только к государственным медицинским учреждениям;

   - установление и применение критерия – наличие многопрофильного стационара (более 5 направлений) ставит в неравные условия медицинские учреждения, оказывающие менее 5 направлений медицинской помощи, при   том, что распределение объёмов оказания медицинской помощи должно распределяться в разрезе каждого профиля в отдельности, а не в  зависимости от всех профилей оказываемых медицинской  организацией;

   - не применение Комиссией по разработке программы ОМС критерия – потребление медицинской помощи за предыдущий период, что приводит к неравному распределению оказания медицинской  помощи.

      Комиссии и Правительству выданы предупреждения о необходимости совершить действия, направленные на недискриминационное распределение объемов оказания медицинской помощи между медицинскими учреждениями, осуществляющими деятельность на рынке оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС по профилю 136 «Акушерство и гинекология» и 162 «Оториноларингология», а именно: путем перераспределения объемов оказания медицинской помощи за 2018 год на недискриминационных условиях. Предупреждения  находятся в стадии исполнения, срок установлен до 30.04.2018 года.

 

Пример №3 (нарушение пункта 7  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции – нарушение при предоставлении муниципальной преференции)

В действиях МБОУ «Шарканская СОШ», выразившихся в передаче в фактическое пользование хозяйствующему субъекту нежилого помещения – здания школы по адресу: УР, с. Шаркан, ул. Коммунальная, 24, под размещение магазина канцтоваров, без проведения публичных процедур, установлены признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что фактически используемая площадь ИП под размещение магазина канцтоваров составляет 27,2 кв.м.

Учитывая то, что фактически используемая площадь нежилого помещения, переданного в аренду ИП Мироновой И.В. составляет более 20 кв.м., передача прав на такое помещение должна была быть осуществлена посредством проведения публичной процедуры.

В результате предоставления отдельным хозяйствующим субъектам права пользования муниципальным имуществом в нарушение порядка статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, создаются более выгодные условия деятельности (преимущества) данным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

МБОУ «Шарканская СОШ», предоставив ИП Мироновой И.В. в фактическое пользование нежилое помещение здания школы, площадью более 20 кв.м., без проведения публичных процедур, предоставило индивидуальному предпринимателю преимущества по сравнению с иными (потенциальными) хозяйствующими субъектами, которые могут иметь намерение и возможность арендовать данное нежилое помещение для осуществления предпринимательской деятельности.

В связи с установлением признаков нарушения МБОУ «Шарканская СОШ» было выдано предупреждение о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер по изъятию из фактического пользования ИП Мироновой И.В. муниципального имущества, а именно нежилого помещения здания школы, расположенного по адресу: УР, с. Шаркан, ул. Коммунальная, 24, общей площадью 27,2 кв.м.

Предупреждение исполнено. Представлены акты передачи имущества и уведомление о расторжении договора.

 

Пример №4 (нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции – действия, которые могут привести к ограничению конкуренции)

23 января 2018 года в рамках проводимого руководителем Удмуртского УФАС России личного приема граждан в приемной Президента Российской Федерации в Удмуртской Республике поступило обращение жителей многоквартирного дома по ул. Петрова 47а по факту не проведения Администрацией города Ижевска конкурса по выбору управляющей компании для многоквартирного дома.

По результатам рассмотрения заявления Удмуртским УФАС России 30 января 2018 года выдано предупреждение Администрации г. Ижевска о необходимости проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул. Петрова 47а.

Многоквартирный дом №47а по ул. Петрова вводился в эксплуатацию поэтапно, первые два подъезда приняты в эксплуатацию в 2012 году, оставшиеся два подъезда приняты в эксплуатацию в апреле 2017 года.

Установлено, что в подъездах, введенных в эксплуатацию в апреле 2017 года, по настоящее время, отсутствует управляющая организация. Собрание собственников дома по выбору управляющей организации не проводилось. В связи с чем, в течении 9 месяцев, МКД находится без единого управления.

Из положений жилищного законодательства, следует, что за органами местного самоуправления закреплена обязанность по проведению открытых конкурсов по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, в том числе, в случае, если собственниками МКД выбор управляющей организации не осуществлен, либо не реализован.

Установлено, что Администрацией г. Ижевска действия по организации открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул. Петрова, 47а не осуществлены.

Бездействие Администрации г. Ижевска по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул. Петрова 47а содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, по результатам установления которых, Администрации было выдано предупреждение. Предупреждение находится в стадии исполнения.

 

Недобросовестная конкуренция

 

За 1 квартал 2018 года поступило 5 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции.

Возбуждено 2 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Виды выявленных нарушений:

- запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения (ст.14.6) – 2 дела.

Исполнено 1 предписание прошлого отчетного периода о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Пример №1 (запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения ст. 14.6 Закона «О защите конкуренции»).

 

Решением Комиссии действия ООО «ЭнергоСбытКонтроль» по использованию обозначения «ЭнергоСбытКонтроль» сходного до степени смешения с обозначением ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», признаны актом недобросовестной конкуренции, что квалифицировано как нарушение п.1) ст. 14.6 Закона  «О защите конкуренции».

Комиссией Удмуртского УФАС России было признано, что вышеуказанные неправомерные действия ООО «ЭнергоСбытКонтроль» направлены на создание преимущественного положения на рынке услуг по установке, замене приборов учета электроснабжения на территории Удмуртской Республики, в виде получения преимуществ в предпринимательской деятельности при создании смешения, а также может привести к причинению убытков ОАО «Энергосбыт Плюс» в виде неполученных доходов. Возможность причинения убытков обосновывается тем фактом, что ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в течение своей деятельности создало определенную деловую репутацию и привлекло внимание потребителей на рынке по установке, замене приборов учета электроснабжения своим опытом в данной сфере и сформировало определенные ассоциации потребителей с наименованием как «ЭнергосбыТ Плюс», так и с наименованием «Энергосбыт», которое используется в обиходе. Использование данного наименования ООО «ЭнергоСбытКонтроль» могло привести к оттоку клиентской базы ОАО «Энергосбыт Плюс», так как создавало смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».

Также Комиссия сочла необходимым направить материалы дела в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике для рассмотрения вопроса о внесении изменений в ЕГРЮЛ либо о подаче в суд иска о ликвидации общества.

Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «ЭнергоСбытКонтроль» и должностного лица общества производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.33 КоАП РФ.

 

Пример №2 (запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения ст. 14.6 Закона «О защите конкуренции»).

 

Сотрудниками Удмуртского УФАС России зафиксирован факт распространения на объекте недвижимости в г. Ижевске информации следующего содержания:

- около входной группы расположено панно с наименованием «Парикмахерская «FiFa» и изображением футбольного мяча;

- на внешней стороне здания (со стороны улицы Областная) расположен баннер с наименованием «Парикмахерская «FIFA» и изображением футбольного мяча;

- с торца здания расположен баннер с наименованием «Парикмахерская «FiFa» и изображением футбольного мяча;

- на входной двери в помещение парикмахерской расположена информация следующего содержания: «FIFA парикмахерская    все виды парикмахерских услуг, свадебные вечерние прически, наращивание ресниц, наращивание ногтей, маникюр, педикюр, парафинотерапия 9:00-20:00 твой мастер».

Установлено, что деятельность данной парикмахерской осуществляет ИП.

Обозначение «FIFA» является товарным знаком, включенным в перечень товарных знаков FIFA под № 747778 с 02.06.2000 года, правообладатель которого Международная федерация футбольных ассоциаций (Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (ФИФА).

ИП не состоит в перечне партнеров (спонсоров), а также лицензиатов Международной федерации футбольных ассоциаций (Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (ФИФА)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             согласно сведениям, размещенным на сайте ais-agency.ru.

Таким образом, ИП, нарушая требования законности, добропорядочности, разумности и справедливости, неправомерно использовал в наименовании парикмахерской, словесные обозначения «FIFA», «FiFa» сходные с товарным знаком «FIFA» зарегистрированным под № 747778 с 02.06.2000 года.

Вышеуказанные действия ИП были признаны противоречащими обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направленными на создание преимущества при оказании парикмахерских услуг на территории г. Ижевска, поскольку вызывают ложное впечатление о причастности данного лица к FIFА и могут причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на рынке оказания услуг парикмахерскими и салонами красоты на территории г. Ижевска.

Исходя из изложенного, указанные действия ИП были признаны нарушением пункта 1) статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Предписание о прекращении недобросовестной конкуренции ИП не выдавалось в связи с устранением нарушения до вынесения Комиссией Удмуртского УФАС России решения по делу № ММ 04-02/2018-1.

Предприниматель  привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

 

 

Нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции – антимонопольные требования к торгам

 

Удмуртским УФАС России в 1 квартале 2018 года установлено 9 признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запросу предложений. По всем фактам возбуждены дела.

8 дел по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции находятся в стадии рассмотрения, по 1 жалобе принято решение.

Виды установленных нарушений:

 - запрет на действия, которые приводят к ограничению конкуренции – 6 фактов;

- заключение антиконкурентных соглашений между организатором торгов и участниками – 2 факта;

- нарушение порядка определения победителя запроса котировок – 1 факт.

 

Пример №1 (нарушение порядка определения победителя запроса котировок)

Закупочная комиссия АСУСО УР «Глазовский психоневрологический интернат» признав победителем запроса котировок на поставку колбасных изделий для нужд автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики (номер извещения в ЕИС в сфере закупок – 31705499010) участника закупки ООО «КОМОС ГРУПП», чья заявка не соответствовала требованиям Документации о проведении запроса котировок, котировочная комиссия нарушила порядок определения победителя запроса котировок, нарушила  пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что на момент рассмотрения антимонопольного дела процедура была завершена – предписание не было выдано.

Возбуждается дело об административном правонарушении по ч.8 ст.7.32.3 КоАП РФ.

 

Практика применения рекламного законодательства

 

Управлением рассмотрено 28 заявлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе. Возбуждено 6 дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, в том числе 1 по собственной инициативе Удмуртского УФАС России.

Принято 12 решений о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; выдано 13 предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Исполнено 10 предписаний, выданных в 1 квартале 2018 года, и 6 предписаний прошлого отчетного периода.

 

Пример № 1 (Реклама финансовых услуг  с нарушением ст. 28 Закона о рекламе)

В г. Воткинске посредством мобильной рекламной конструкции распространялась реклама следующего содержания: «ГРАНД ЛОМБАРД ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ, СКУПКА ЗОЛОТА, ТЕХНИКИ Самая высокая оценка % от 0,38 в день Бывшее кафе «Двин» 2 ЭТАЖ».

Рассматриваемая информация содержала сведения об оказании финансовой услуги, но отсутствовало указание на лицо, оказывающее данную услугу, что является нарушением ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Также, в рассматриваемой рекламе, было указано существенное условие, влияющие на стоимость займа – процентная ставка займа «от 0,38%». Вместе с тем, в указанной рекламе отсутствовали сведения о сумме и сроке займа, платежах и комиссиях и другой информации, влияющей на стоимость займа, что является нарушением требования ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Кроме того, в данной рекламе содержались сведения о том, что предоставляется «Самая высокая оценка %», доказательств, подтверждающих данное суждение, в Удмуртское УФАС России не представлено.

Распространение указанной информации без подтверждающих фактов, является нарушением пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Общество было признано рекламодателем, нарушившим требования пункта 1) части 3 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Рекламодателю выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, которое было исполнено в установленные сроки.

В отношении общества и его должностного лица возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Пример №2 Реклама, распространяемая по сетям электросвязи (ст. 18 Закона о рекламе)

 

Удмуртским УФАС России принято решение по факту распространения ООО «Вымпелкоммуникации» на телефонный номер гражданина рекламного смс-собщения «Сегодня Ваш день 79036895714! Билайн дает уникальный ШАНС выиграть в викторине 1.000.000 Рублей! Отправьте ДА на 2016 прямо сейчас! Первый день участия бесплатно, далее 19 руб/день! Подробнее 0846 (звонок бесплатный) и http://beeline.ru/ victorina», в отсутствие согласия гражданина по получение рекламной информации от данного отправителя.

Решением Комиссии Удмуртского УФАС России ООО «Вымпелкоммуникации» было признано рекламораспространителем ненадлежащей рекламы, нарушившим требования ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

ООО «Вымпелкоммуникации» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, которое было исполнено в установленные сроки.

В отношении общества и его должностного лица возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Нарушения Стандартов раскрытия информации субъектами розничного рынка электрической энергии (территориальными сетевыми организациями)

 

Стандарты раскрытия информации утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 (далее – Стандарты) в соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об электроэнергетике», статьями 8 и 8.1 Федерального закона «О естественных монополиях» и устанавливает требования к составу информации, раскрываемой, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Правовые основания для освобождения субъекта электроэнергетики от обязанности по раскрытию информации отсутствуют.

Под раскрытием информации в Стандартах понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.

Информация раскрывается путем:

опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;

опубликования в электронных средствах массовой информации;

предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации;

опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях и стандартов раскрытия информации субъектами розничного рынка электроэнергии, осуществляющими свою деятельность на территории региона.

Постановлением Правительства от 28.09.2010 № 764 утверждены Правила осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации (далее – Правила № 764), в соответствии с которыми Федеральная антимонопольная служба является органом, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, в отношении факта раскрытия информации, сроков и периодичности раскрытия информации, полноты раскрытия информации, форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм.

Правилами № 764 определен порядок осуществления контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации, подлежащей свободному доступу, субъектами естественных монополий.

В соответствии с Правилами № 764 контроль осуществляется антимонопольным органом в форме систематического наблюдения и анализа информации, порядок проведения которых утверждается органом по контролю. При этом данная форма контроля закреплена также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (утв. приказом ФАС России от 26.06.2012 № 414).

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», далее – Закон № 147-ФЗ).

Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (п. 1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ).

Субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Антимонопольный орган исполняет государственную функцию по осуществлению контроля за соблюдением Стандартов в соответствии с:

- Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

- Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

- Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15);

- Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»;

- Постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 № 764 «Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации»;

- Приказом ФАС России от 26.06.2012 № 414 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».

 

Нарушение установленных стандартов раскрытия информации, форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами регулирования, влечет административную ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Введение в законодательство нормы, предусматривающей ответственность за нарушение Стандартов, обусловлено защитой публичных интересов в сфере электроэнергетики и призвано повысить прозрачность деятельности профессиональных участников оптового и розничных рынков электроэнергии.

В соответствии со ст. 9.15 КоАП РФ, нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, выступают общественные отношения в области раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии.

Объективная сторона административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в ст. 9.15 КоАП РФ, состоит:

в нарушении порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных СМИ;

в нарушении порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Формально нормами ст. 9.15 КоАП РФ охраняются порядок, способы или сроки опубликования или направления обязательной к публичному размещению информации или информации, обязательной к направлению по запросу. Однако данные нормы защищают также права заинтересованных лиц на получение обязательной к размещению или предоставлению информации в полном составе, определенном в порядке раскрытия информации, а также право на получение достоверной, неискаженной информации.

Субъектами административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в ст. 9.15 КоАП РФ, являются субъекты розничного рынка электрической энергии, правовой статус которых определяется в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».

 

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов Удмуртским УФАС России в 2017 году был произведен мониторинг официальных сайтов субъектов розничных рынков электрической энергии в сети «Интернет».

Необходимо отметить, что основанием для осуществления контроля за соблюдением Стандартов и последующего проведения мониторинга официальных сайтов субъектов розничных рынков электрической энергии в сети «Интернет», послужили заявления юридических лиц, указывающие на наличие признаков нарушения Стандартов, а также необходимость выполнения поручения ФАС России.

По ст. 9.15 КоАП РФ в 1 квартале 2018 года Удмуртским УФАС России привлечены к административной ответственности 28 лиц (14 сетевых организаций, 14 должностных лиц сетевых организаций).

К 8 юридическим лицам (ООО «Районная теплоснабжающая компания», ООО «Новая региональная сеть Прикамья», ООО «Сервисный центр «Контакт», ООО «Первая строительная компания», ООО «Энергодивизион», ООО «Энергия», ООО «Трансэлектросеть», ООО «Завод радиотехнологического оснащения»), и 10 должностным лицам применено административное наказание в виде административного предупреждения (в связи с тем, что сетевая организация является субъектом малого либо среднего предпринимательства, правонарушение совершено впервые).

В отношении 6 юридических лиц (АО «Ижметмаш» - 100 000 руб., ООО «Элеконд» - 200 000 руб., АО «Ижевский завод пластмасс» - 200 000 руб., ОАО «Камский завод ЖБИ» - 100 000 руб., ОАО «НИТИ ПРОГРЕСС» - 200 000 руб., АО «ИЭМЗ «Купол» - 200 000 руб.) и 4 должностных лиц применено административное наказание в виде штрафов (общая сумма наложенных штрафов – 1,08 млн. руб.).

Из всех вынесенных постановлений по административным делам только два обжалованы в судебном порядке, судебные дела находятся в стадии рассмотрения.

При рассмотрении большинства административных дел сетевые организации и их должностные лица соглашаются с фактом совершения правонарушения, признают вину, предпринимают меры, направленные на размещение на официальном сайте необходимой информации.

 

Типичные нарушения Стандартов раскрытия информации:

 

1. Не раскрытие сведений о бухгалтерской отчетности лица за предыдущий год.

2. Не раскрытие сведений об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества.

3. Не раскрытие сведений об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг), с приложением типовых договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

4. Не раскрытие информации о величине резервируемой максимальной мощности в разбивке по уровням напряжений.

5. Не раскрытие информации о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электрической энергии.

Также необходимо отметить, что, раскрывая типовые формы договоров об осуществлении технологического присоединения согласно приложениям №№ 8-12 к Правилам № 861, субъекты розничных рынков электрической энергии должны отслеживать изменения, внесенные в указанные приложения, опубликованию подлежат типовые договоры в действующей редакции.

 

Применение мер административной ответственности

 

За 1 квартал 2018 года Управлением наложено штрафов на общую сумму 6 557 554,41 рублей, из них:

             - за нарушения антимонопольного законодательства на сумму 5 037 152,64 рубля;

            - за нарушения законодательства о рекламе на сумму 2 000 рублей;

            - за нарушение законодательства о закупках (44-ФЗ, 223-ФЗ) на сумму 388 401,77 рублей;

            - за нарушения в сфере электроэнергетики (ст. 9.16, ст.9.15 КоАП РФ) в сумме 1 130 000 рублей.

 

В 1 квартале 2018 года оплачено в бюджеты всех уровней административных штрафов на сумму 1 401 551,80 рублей.

Наверх